Европейские железнодорожные билеты - полезная информация

Железнодорожная сеть в Европе – это более 240 000 км железных дорог!
Преимущества путешествия по Европе на поезде:
  • Самый надежный транспорт в Европе; пунктуальность; поезда ездят 365 дней в году; нет пробок; удобное расписание; дневные и ночные поезда; быстро и эффективно.
  • Вокзалы расположены в центре города; удобное расположение относительно деловых районов и туристических достопримечательностей; короткое расстояние до отелей, без длительных трансферов; экономия времени и средств.
  • Во всех крупных городах есть возможность пересесть на поезд прямо в аэропорту.
  • Комфорт; просторные вагоны; широкие окна; кондиционирование вагонов; удобно для детей.
  • Поезд - самый безопасный вид транспорта.
  • Сервис на борту: вагон-ресторан; бар, бар на колесах с различными закусками и напитками; туалеты; поезда Германии предоставляют услугу видео развлечения в первом классе обслуживания; поезда Швейцарии предоставляют специальные вагоны с игровыми площадками для детей; поезда Thalys, ICE и поезда Швеции предлагают услугу WiFi; поезда Eurostar, Thalys предлагают дополнительное питание.
 
Поезда, железнодорожные пути и платформы.
На всех ж/д станциях установлены табло, на которых показано:
  • Время отправления поезда
  • Время прибытия
  • Номер пути
Поезда перечисляются на дисплее в хронологическом порядке от 0 до 24 часов. Показаны основные остановки поезда - названия и номера основных остановок согласно маршруту поезда.
На табло, размещённых обычно у входа на платформу, отображается эта же информация, но может вывешиваться дополнительная информация - например, об обязательном резервировании мест или доплате в данном поезде, а также об опоздании.
 
Каждый вагон оснащен панелью, на которой отображается:
  • Название города, откуда следует поезд
  • Названия остановок
  • Названия конечного пункта назначения
На каждом вагоне написан класс обслуживания 1ый или 2ой. Со стороны двери показан номер вагона
 
Существуют различные типы поездов: высокоскоростные, региональные, локальные, панорамные, ночные поезда.
В каждой стране – свои названия и бренды национальных железных дорог: SNCF во Франции, DB в Германии, Renfe в Испании и т.д.
 
В Европе время стоянки поезда даже на крупных станциях не превышает пяти минут, чаще же оно вовсе ограничивается двумя-тремя минутами – как раз, чтобы сойти с поезда или сесть на него. Составы европейских поездов, в отличие от российских, очень короткие, обычно не больше 5-7 вагонов, реже 10, зато ходят они часто и ориентироваться в них проще.
 
Платформы в Европе не учитываются (нет числовой нумерации), считаются только пути. Зато нумерация путей бывает порой довольно запутанной. В общем, если станция вам незнакома, то полагайтесь на многочисленные указатели. Платформы разделены на секторы. Число секторов различается в разных странах - от двух до шести. Наиболее распространены варианты с делением на четыре и шесть секторов - A, B, C, D, E, F. Каждый поезд дальнего следования останавливается так, чтобы определенные вагоны попадали в определенные секторы. Например, вагоны первого класса - в секторы A и B, вагоны второго класса - в секторы C, D и E.
 
Порядок расположения вагонов в секторах для каждого поезда указан на специальной диаграмме, вывешиваемой либо на самой платформе, либо в здании вокзала. Вагоны там либо нарисованы, либо макетированы. Посмотрев на такую диаграмму, каждый пассажир может еще до прибытия поезда определить, где остановится его вагон. Или, если он не зарезервировал определенное место, он может узнать, где остановится группа подходящих ему вагонов, например, сидячих второго класса.
 
Следует иметь в виду, что иногда от разных частей платформы могут отправляться два совершенно разных поезда. И если в расписании для вашего поезда указан путь 4А, не попадите на 4В. Внешне это будет одна и та же платформа, но поезда с разных ее частей будут идти в противоположных направлениях.
 
Классы обслуживания.

В Европе используются вагоны с сидящими местами первого и второго класса. Обычно в первом классе в ряду три сиденья, а во втором – четыре. Класс вагона обозначен большой цифрой у входной двери, а часто и внутри вагона. Встречаются вагоны, которые состоят из двух отсеков разных классов. Первый класс дороже второго на 30-50 процентов.
Можно ли курить в поездах? Всё зависит от поезда, но в  большинстве поездов курение запрещено. Во всех без исключения поездах курение в тамбурах, коридорах и туалетах запрещено.
Ночные поезда формируются, как правило, из трех типов вагонов. Сидячие вагоны в ночных поездах бывают обычно только второго класса. Следующий тип "ночных" вагонов – кушеточный. Он обозначается нарисованной у входной двери кушеткой. Это аналог нашего купе, только более распространенным вариантом являются все же не четыре, а шесть полок – по три с каждой стороны или по одну сторону купе, тогда напротив будет только стена. Такое размещение подразумевает 2-ой класс. Третий тип ночных вагонов – спальный. Они поделены на одно и двухместные спальни. Довольно часто встречаются и трехместные. Спальный вагон обозначается нарисованной у входной двери кроватью. Такое размещение принято считать 1-м классом, но 2-местные купе могут быть не только 1-го, но и 2-го класса, менее комфортабельные и еще более компактные.
 
Типы тарифов.

В Европе применяются три типа тарифов: негибкий, полугибкий и гибкий. Они отличаются друг от друга условиями покупки и возврата билета, перечнем услуг и соответственно стоимостью.
 
Скидки.

Наиболее распространены молодежные (от 12 до 26 лет) и пенсионные (после 60 лет) скидки, с ними можно сэкономить 20-35 процентов от стандартного тарифа. Еще больше экономят школьники (от 4 до 12 лет). Эти скидки применяются почти во всех странах. Да и в международном сообщении на них всегда можно рассчитывать.
Следующий вид скидок можно назвать маршрутными или экскурсионными. В ряде стран вы получите скидку в том случае, если едете туда и обратно. Обычно экономия составит 15-30 процентов.
Групповые скидки существуют практически везде, причем в некоторых странах скидку получат даже два человека, путешествующих вместе. Часто эти скидки на попутчика обставляются различными условиями, вроде обязательного путешествия вместе туда и обратно
Еще один тип скидок – временные. Железнодорожные администрации стараются стимулировать поездки вне пикового времени. На некоторых железных дорогах поездки на ранние утренние поезда или с понедельника по четверг стоят дешевле, чем в уик-энд и в праздники. Экономия составляет порядка 30 процентов.
Покупка билета за несколько дней до поездки оправдана в Великобритании и на поездах Eurostar между Лондоном и континентом, где на этом можно сэкономить больше половины стоимости (а часто и три четверти). Значительно меньше скидки за предварительное бронирование во Франции. Таким образом железные дороги стараются заранее расписать места в поездах и оптимизировать их использование.
Скидки порой могут суммироваться, однако далеко не всегда. Многие скидочные билеты принимаются к возврату, но проверьте это до покупки. Следует также иметь в виду, что количество скидочных мест может быть ограничено, и их могут разобрать за несколько дней или даже недель до даты путешествия.
 
Билеты.
 

Это два вида билетов: проездной и билет из пункта в пункт.

Проездные билеты.

Проездные бывают местные, региональные, национальные, международные. Они могут действовать некоторое число дней подряд, а могут – несколько дней по вашему выбору в течение определенного срока. Некоторые проездные действуют во всех поездах, некоторые – только в определенных. Кроме того, бывают проездные на определенное число поездок в стране, в регионе или по определенному маршруту. Некоторые местные однодневные проездные действуют не в течение календарного дня, а 24 часа.
Местные проездные используются обычно в Западной Европе и стоят в зависимости от города 3-7 евро на один день, 7-20 евро на три дня, и так далее, вариаций множество.
Региональные проездные несколько дороже, и есть они далеко не везде.
Национальные проездные подразделяются на три группы в зависимости от того, кто имеет право на покупку данного билета – местные резиденты, жители других европейских стран и не европейцы/жители не Европейских стран.
Дешевле всего билеты для жителей других стран Европы (в том числе и стран СНГ). Для них есть туристические билеты, позволяющий путешествовать по стране сроком 3-8 дней в течение месяца, а также дающий скидку на проезд до этой страны.
Жителям не европейских стран приходится покупать значительно более дорогие туристические проездные, которые называютсяGerman Rail Pass, Swiss Rail Pass и так далее.
Наконец, местным резидентам предусмотрены еще более дорогие проездные, поскольку туристические им просто не продадут. Также следует иметь в виду, что некоторые из туристических проездных продаются только за границей, купить их уже на месте нельзя.

Международные проездные также могут существовать в различных вариантах. Скажем, не европейцам приходится покупать дорогие проездные Eurail и Europass, которые действуют в основном в Западной Европе. Для местных жителей (резидентам) доступен просто фантастический проездной InterRail, действующий целый месяц либо по всей Европе, либо в выбранных зонах. Полная его версия на всю Европу стоит 496 евро для взрослых и 351 для молодежи. А одну зону (обычно это 4 страны) можно купить за 282 евро для взрослых и за 198 для молодежи.

Проездные по нескольким странам продаются обычно без ограничений по месту жительства. К ним относятся проездной по Скандинавии Scanrail, проездной по Бенилюксу Benelux Tourrail Pass, балканский проездной Balkan Flexipass, восточноевропейскийEuropean East Pass, пиренейский Iberic Pass (последние три – только первого класса). Они несколько дешевле всеевропейских билетов, и иногда предусматривают больше преимуществ, вроде дополнительных скидок на паромы и автобусы.
Помимо основных международных проездных, существуют еще ряд более мелких. Например, билет Saar-Lor-Lux Ticket действует в Люксембурге и соседних с ним областях Германии и Франции. Другой билет, EgroTicket, работает в пограничных районах Германии и Чехии. С открытием моста через пролив Эресунн заработал единый проездной для шведского Мальме и датского Копенгагена и их окрестностей, и так далее.
 
Перед тем, как купить проездной, следует удостовериться, что его покупка оправданна, и не ошибиться в выборе проездного. Если проездной уже начал действовать, вернуть его обратно нельзя. Равным образом нельзя и получить компенсацию за неиспользованную часть проездного. Сдать проездной можно только до начала срока его действия, да и то не всегда. Купив проездной, внимательно изучите правила его использования. Некоторые проездные надо компостировать перед первой поездкой либо вписывать туда даты и маршруты поездок.
Многие проездные дают дополнительные преимущества – скидки на автобусы, фуникулеры, корабли, частные железные дороги, бесплатный вход в музеи, и тому подобное.
 
Point to Point tickets  – Билеты из пункта в пункт.
Это стандартный билет в одну сторону, самый дорогой тип билета. Стоимость его рассчитывается исходя из километража или из количества тарифных зон. В большинстве стран с увеличением расстояния цена билета растет все медленнее и медленнее. Тариф международного сообщения выше тарифа на такое же расстояние внутри страны.
Покупать его стоит только в том случае, когда вы едете железной дорогой всего один или два раза.
Тарифы наиболее велики в странах Западной Европы и Скандинавии, средний уровень в Южной Европе, и совсем низкие цены в Восточной Европе.
Детские билеты стоят, как правило, половину стандартного тарифа. Возраст, до достижения которого можно ездить по детским билетам, в разных странах неодинаков – от 12 до 16 лет. Бесплатно ездят дети до 4-5 лет, в Дании – до 10 лет, в Австрии – до 15.
Сроки действия билетов в разных странах отличаются. Билеты на короткое расстояние обычно нужно использовать в течение пары дней, а билеты на длинное могут быть действительны месяц и больше. В некоторых странах сроки действия билетов едины, независимо от расстояния. Многие билеты надо компостировать перед поездкой в специальных желтых или оранжевых ящиках-компостерах на платформах. 
Билеты Point to Point tickets могут быть:
- бумажные,
-электронные с обязательным обменом на бумажный (Print @ Station),
- электронные без обмена на бумажный бланк (Print@Home).

Reservations – Бронирование.

Это  бронирование определенного места в определенном поезде за дополнительную плату. Обязательно в большинстве высокоскоростных и некоторых других поездах. В остальных случаях – по желанию пассажира. Резервирование в пригородных и региональных поездах невозможно.
Итак, если вы собираетесь ехать на поезде, не требующем доплаты или обязательного резервирования (таких поездов большинство), вы просто покупаете билет, садитесь в любой подходящий поезд и занимаете любое свободное место. При этом надо иметь в виду, что выбранное вами место может быть зарезервировано другим пассажиром. В этом случае в большинстве стран над зарезервированным местом или на двери купе вешается специальная бумажка с указанием, от какой и до какой станции зарезервировано данное место. В Восточной Европе, Скандинавии и Греции такую бумажку могут и не вешать, и вам остается только надеяться, что никто не придет и не потребует ваше место.
Если же вы сами хотите зарезервировать место, то это необходимо сделать вовремя. Как правило, крайний срок – несколько часов до отправления поезда с начальной станции (даже если вы едете с промежуточной), но иногда приходится резервировать за целые сутки до отъезда. Стоит резервирование места 2-3 евро в Западной Европе, и меньше одного евро в Восточной.
В принципе, добровольное резервирование сидячего места оправдывает себя нечасто. Поезда в Европе редко забиты до отказа, и свободное место, как правило, можно найти и без всякого резервирования. Резервировать место стоит, пожалуй, в двух случаях. Во-первых, если вы предполагаете, что поезд будет заполнен. Во-вторых, если вы едете большой компанией с промежуточной станции, и хотите сидеть все вместе. И еще – даже если вы купили добровольное резервирование, никто не обязывает вас ехать именно на этом месте. Вы всегда можете перейти на другое место или вообще в другой вагон, если вам так удобнее.
В обычном поезде вы можете ехать, даже если все места заняты. Хотите – стойте в проходе или тамбуре, а хотите – можете сесть прямо на пол. Но если вы едете на поезде с обязательным резервированием места, то это означает, что в данном поезде резервирования продаются строго по числу мест. И могут быть раскуплены задолго до отправления поезда. И даже если у вас есть обычный билет на этот маршрут, ехать в таком поезде без резервирования вы не можете.
В принципе, покупка любого билета у кондуктора всегда обходится дороже. Более того, многие железные дороги требуют, чтобы пассажир, по какой-то причине севший в поезд без билета, сам отправился в поезде искать кондуктора и заявил ему об этом. Если же кондуктор сам обнаружит такого пассажира при проверке билетов, то пассажиру придется еще и платить штраф, а он обычно составляет несколько десятков евро. В пригородные и некоторые региональные поезда садиться без билета нельзя вообще – при проверке штраф неизбежен.
Итак:

  • Бронировка места  может быть продана в дополнение к билету или может быть включена в билет.
  • Обязательна для большинства поездов (даже при наличии проездного).
  • Рекомендовано предварительное бронирование.
Reservations – Бронирование не путайте с бронированием ж/д билета.
Продажа любого ж/д билета предусматривает два действия: возможность бронирования перевозки и выписки билета, аналогично тому, как это происходит при продаже авиабилета.
Большинство Европейских поездов может быть забронировано за 3 месяца до отправления, а EUROSTAR-до 9 месяцев до отправления!